Вышивка в Древнем мире
Искусство вышивки уходит своими корнями вглубь многовековой истории. Возникновение вышивки привязывают к той эпохе, когда первобытный человек смог впервые соединить в процессе шитья шкуры животных, чтобы укрыть себя от непогоды.
Так описывается рождение вышивки как искусства в большинстве источников. Однако, если, вооружившись своим воображением, представить себе дикую женщину, сидящую у костра в пещере, вышивающую стеблями растений или жилами животных, можно усомниться в реальности этой картины. Попробуйте-ка сами заняться таким рукоделием. Вот и мы полны скептицизма и связываем возникновение вышивки как искусства только с появлением ниток, из которых можно было создавать текстильную продукцию. Следуя этой логике, можно предположить, что вышивка родилась где-то 7-8 тысяч лет назад вместе с появлением первых льняных тканей в Древнем Египте.
Некоторые источники увязывают появление вышивки с Древним Китаем в VI — V вв. до н.э., не учитывая, того факта, что к этому времени гробницы египетских фараонов были набиты разнообразными вышитыми изделиями.
Итак, можно с уверенностью сказать, что колыбелью вышивки, как искусства стал Древний Египет. Искусные вышивальщицы кропотливо работали над созданием красочных убранств фараонов и жрецов. Тогда же появился бисер, вышивкой которым стал украшать одежду весь знатный люд Древнего Мира.
Необъятная роскошь золотого шитья пришла к нам с Востока. Тамошнее золотая вышивка была настолько дорогой, что стоила целых состояний. Римская и греческая знать скупала вышитые полотна ткани, расходуя огромные деньги. Такую болезненную страсть к вышивке правительство вынужденно было законодательно ограничить, но результатов эти меры не принесли. Вскоре греки пресытились чрезмерной роскошью восточной вышивки, остыли и создали свои простые самобытные узоры, дошедшие к нам через века, которые мы с удовольствием вышиваем и сейчас.
Вышивка в Средневековье
Именно в эпоху Крестовых походов родилась техника вышивки крестом. Вышивая одежду своих рыцарей, дамы наносили крест в виде оберега от злых языческих духов, обитающих в незнакомых землях.
Каждая страна привносила что-то свое в искусство вышивания. Англия известна своей золотой, серебряной, шелковой вышивкой орнаментальных цветочных и растительных мотивов с XIII в. В XVI — XVII вв. в таких европейских странах, как Франция и Италия широко распространилась мода на гобелены. Большой популярностью пользовались масштабные вышитые пейзажи с замками и изображениями на их фоне людей и животных, сцены охоты, мифологические сюжеты. Испанская вышивка наполнила сокровищницу мировой культуры многообразием вышивальных техник, включающих изображения животных и птиц, растений на шерстяных и льняных тканях.
С конца XIII — начала XIV в. в Англии, Германии, Франции, Норвегии, Швеции вышивка стала применяться в народном костюме и для украшения бытовой утвари. Значительное распространение получила гладьевая и сквозная вышивка с растительными и геометрическими узорами. В Скандинавии рукодельницы активно пользовались цветной шерстью и владели техникой золотого шитья.
Вышивка на Руси
Принятие христианства Киевской Русью послужило развитию церковной вышивки, когда возникла необходимость украшения одежды священнослужителей. Основные мотивы этого направления вышивки были переняты от византийской культуры. Отечественная религиозная вышивка отличалась от западноевропейской использованием жемчуга. Золотой вышивкой с жемчугом украшались все церковные атрибуты: одежда, иконы, книги.
Сестрой Владимира Мономаха в Киеве в Андреевском монастыре была открыта одна из первых вышивальных школ. В этом заведение молодых девушек обучали мастерству вышивания золотыми и серебряными нитями, шелком.
Украшалась вышивкой и народная одежда, обувь, конская сбруя. В зависимости от благосостояния русича это могла быть и простая орнаментальная вышивка, и роскошная вышивка плотными золотыми узорами на боярском кафтане. В петровские времена вышивка перекинулась также на предметы бытовой утвари, дамского и мужского туалетов, аксессуары. Стали активно использоваться перенятые европейские мотивы и техники вышивания. Невозможно представить российский императорский двор без такого вида декора.
В русской вышивке преобладают растительные орнаменты, геометрические мотивы, расположенные вдоль краев одежды. Богатые узоры, украшавшие полотенца и подзоры, включали в себя изображения фантастических зверей, птиц и растений. На сегодня нам известны такие техники русской вышивки как владимирский верхошов, крестецко-валдайская строчка, калужская цветная перевить, мстерская белая гладь, нижегородские гипюры, орловские списы и бранки и многие другие техники.
На Дальнем Востоке преобладает вышивка, выполненная шелком по трафарету из рыбьей кожи, аппликацией из меха, кожи, сукна. Одежду и обувь украшают крупным бисером. Народы Крайнего Севера применяют вышивку оленьим мехом по замше и сукну, часто наносят украшения в виде аппликаций из ткани и кожи с применением бисера.
Вышивки народов Поволжья — чувашская, мордовская, марийская — богаты и многообразны и выполняются в технике гладьевых швов и накладного шитья. Вышиваются растения, животные и птицы, стилизованные под геометрические узоры. Распространена вышивка бусами, металлическими бляшками и монетами. Наряду с известными приемами ручной вышивки рукодельницы Поволжья применяют национальные техники: эрзянские и мокшанские швы, ухмах-тере (мудреный шов), хантас (косая строчка).
Для татарской вышивки свойственны шитье золотом и бисером по бархату на одежде и различных бытовых предметах. Своеобразием цветочно-растительного орнамента пронизано декоративно-прикладное искусство казанских татар.
Нельзя не видеть как среди богатой татарской вышивки просматривается самобытный “булгарский” пласт в виде узоров древних трилистников, лотосовидных, пальметт, многочисленных розеток, вьюнков, спиралей, используемых в традиционных бордюрных обрамлениях. Цветочные мотивы нанизываются на простую, довольно крупную ветвь, воплощающую значение “древа жизни”.
Национальные традиции украшения вышивкой одежды и предметов быта бережно хранятся в Украине. Каждый регион — Полесье, Средняя Надднепрянщина, Слобожанщина, Подолье, Карпаты и Прикарпатье — отличается местными особенностями в вышивке. Бывает, что можно разглядеть отличия в вышивке различных близлежащих сел. Это может быть видно и в технике выполнения и в узорах.
Одежду, платки, рушники (полотенца), скатерти, занавеси и многое другое украшали строгими узорами «белым по белому» и пышными растительными орнаментами. В женских рубахах декорировали вышивкой лиф, рукава, манжеты, ворот, подол. В мужских рубахах отделывают вышивкой ворот, края застежек и рукавов. Применяемая техника вышивания очень многообразна. Как правило, это техника счетной и свободной глади, белых и цветных мережек, полукреста и креста, низи — вышивки с изнаночной стороны и др. Во всем мире известны знаменитые украинские вышиванки. Сегодня они широко распиарены украинскими политиками.
Белорусская вышивка отличается сочными орнаментами «красным по белому», мережки, вырезывание, шитье по сборкам и др.
История машинной вышивки
Технология машинной вышивки появилась сравнительно недавно. Первой предпосылкой для ее рождения послужило изобретение механической швейной машины в первой половине XIX века. До этого все работы выполнялись вручную. Однако технический прогресс не стоял на месте. Бурное развитие промышленности увлекло изобретателей созданием вышивальной машины. И в 1821 году из под рук французского мастера она появилась на свет. Конечно, это устройство было далеко от совершенства. В результате постоянных доработок к 40-м годам XIX века механическая вышивка могла успешно конкурировать с ручной. Наконец, в 1854 году на Всемирной выставке изобретений в Париже усовершенствованная «гребнечесальная» машина немецкого изобретателя Иосифа Гейльмана произвела настоящий фурор. Однако, и этот агрегат был довольно сложен и трудоемок в использовании. После в вышивальный автомат было добавлено челночное устройство. Такая машина работала по тому же принципу, что и обычная швейная машинка, только ткань была закреплена вертикально. В 1898 году случился технологический прорыв в развитии машинной вышивки. Теперь вышивание стало возможным с помощью автомата, пяльцы в котором перемещались согласно программе, заложенной в бумажные перфокарты. Перфокарты — это специальные пластины, дырочки на которых используются машиной для автоматической смены положения при вышивании. Сегодня это кажется почти архаизмом, а тогда это было сродни настоящей революции в области промышленного применения машинной вышивки. В 1900 году машину электрифицировали, и она стала полностью автоматической. С этой поры обслуживать вышивальную машину мог один человек. Но история развития машинной вышивки на этом не остановилась.
Спустя годы, повсюду в мире стали внедряться компьютерные технологии. Не миновала эта участь и машинную вышивку. Сначала внедрили перенос информации на вышивальную машину с компьютера с применением все той же перфорированной ленты. Этот период длился довольно долго. Основной недостаток данной технологии — ее высокая стоимость. Насекатель лент, который шел в комплекте с программой-редактором стоил достаточно дорого. С целью минимизации затрат производители оборудования выпускали комплекты состоящие из редактора и насекателя, который был рассчитан на 5-10 многоголовочных машин для вышивания. Пришло время и перфорацию сменили компьютерные редакторы BARUDAN, WILCOM, TIJIMA, PE-DESIGN- настоящие промышленные монстры, которые в разы упростили процессы, связанные с программированием дизайна.
Совершенствование компьютерных технологий не только удешевили, но и упростили процесс переноса информации с персонального компьютера на вышивальный автомат. Передать созданную на компьютере схему вышивки любого рисунка на вышивальную машину сегодня можно либо через электрический кабель или через цифровой носитель.
Учитывая темпы апгрейда ПК, не за горами беспроводная передача информации с компьютера на вышивальный комплекс.
Тем не менее, бурное развитие компьютерных технологий не дало уйти ручной вышивке в прошлое. Можно сказать, что сегодня рукоделие перерождается и получает новый виток в своем развитии. Нельзя не заметить как многие представительницы прекрасного пола увлечены домашним вышиванием и с удовольствием проводят время, сидя за пяльцами. Не отстают в этом плане и специализированные магазины, реализующие схемы для вышивки. Выполненные ручным способом изделия привлекательны и неординарны. Ручной вышивке доступны техники, которые пока ещё не подвластны машинному агрегату. Ну, и разумеется, ручная вышивка стоит в разы дороже, потому что считается более престижной в силу своей трудоемкости и сохранения теплоты рук вышивальщицы в изделиях.
Развитие машинной вышивки, конечно, продолжится и дальше. Уже сегодня активно осваивается такая техника, как «ришелье», внедряется технология пришивания страз. Каждый год на рынке появляются новые предложения в области машинной вышивки, горизонты ее применения значительно расширяются и Cesaria.ru вместе с вами обязательно будет осваивать новые технологии.
Отправляя заявку, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.